SMM-менеджер: чем он занимается, что умеет, зачем нужен бизнесу и как им стать
Ответы на самые важные вопросы. Можно ли стартовать без опыта, как увеличить доход и как расти специалисту.
 
 
Социальные сети — самые посещаемые площадки в интернете. Только во «ВКонтакте» средняя месячная аудитория составляет 92,9 миллионов пользователей, а в Telegram больше миллиарда пользователей по всему миру. Соцсети стали важным для бизнеса каналом продаж и коммуникации.
Продвижением бизнеса в соцсетях занимаются SMM-специалисты. Это перспективная профессия для тех, кто хочет стартовать в диджитале. Зарплаты в ней могут достигать 200 тысяч рублей, а ещё она позволяет получить навыки для смежных профессий — маркетолога или аналитика.
В этом материале Skillbox Media мы разберёмся, кто такой SMM-специалист. Чтобы подготовить статью, мы пообщались с SMM-менеджерами и руководителями агентств. Они рассказали:
- что такое SMM и какие соцсети использует бизнес;
- чем занимается SMM-специалист;
- как и где может работать SMM-менеджер;
- какие навыки и качества нужны SMM-специалисту;
- сколько зарабатывает SMM-менеджер;
- какие перспективы есть у SMM-специалиста;
- как стать SMM-менеджером.
Что такое SMM и какие соцсети использует бизнес
SMM расшифровывается как social media marketing, или маркетинг в социальных сетях. Это продвижение бизнеса во «ВКонтакте», в «Дзене», в Telegram и на других платформах.
SMM-специалист — это человек, который продвигает бизнес в соцсетях. Он оформляет страницы бизнеса, создаёт для них контент, настраивает рекламу так, чтобы контент видели потенциальные клиенты компании. Подробнее о его обязанностях поговорим ниже.
SMM — один из главных инструментов интернет-маркетинга. Есть компании, которые продают товары и услуги только через соцсети, — обычно это малый бизнес. Крупный бизнес ждёт от соцсетей не только лидов, но и увеличения узнаваемости, улучшения репутации, появления в поисковой выдаче.

Скриншот: Skillbox / «ВКонтакте»
В начале 2022 года после блокировки зарубежных соцсетей SMM начал трансформироваться. Компании, которые использовали «Инстаграм»* и «Фейсбук»*, перешли на другие площадки. Мы спросили у руководителя SMM-проектов в Kokoc Group Фёдора Жукова о том, как это повлияло на рынок SMM и какие соцсети сейчас в тренде.
Фёдор Жуков говорит, что SMM постоянно меняется и сейчас с ним происходит то же самое, просто более интенсивно.
«Весной 2022 года бизнесы урезали бюджеты, потому что перестали работать ранее созданные стратегии. Если в начале года компании вкладывали бюджет в рекламу в „Инстаграме“* и „Фейсбуке“*, то весной это сделать было уже нельзя. Поэтому многие взяли тайм-аут, чтобы переделать стратегии и найти другие каналы продвижения. А сейчас бюджеты растут — и на рекламу, и на SMM-специалистов».
Фёдор Жуков считает, что у бизнеса по-прежнему получается зарабатывать в соцсетях. Просто теперь SMM-специалистам нужно уметь работать с разными площадками и инструментами. Лучше тестировать несколько соцсетей:
- «ВКонтакте», у которой заметно выросли дневная и месячная аудитории;
- «Одноклассники» — в них тоже выросла аудитория, и есть смысл использовать площадку как минимум для настройки таргетированной рекламы;
- Telegram, который сейчас стал способом связи номер один;
- «Дзен», в котором можно продвигаться и в ленте, и с помощью рекламы;
- менее популярные сети с хорошим потенциалом — TenChat, Likee, «VK Клипы» и другие.
Тестирование нескольких площадок позволит понять, какая из них приносит бизнесу лучший эффект.
Чем занимается SMM-специалист
Обязанности SMM-менеджера зависят от проекта, над которым он работает. Самые распространённые — создание контента для страницы бизнеса и настройка таргетированной рекламы.

Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media
Создавать контент и настраивать таргетированную рекламу SMM-менеджер может сам. Тогда он пишет тексты для постов и объявлений, подбирает изображения и видео к ним, анализирует целевую аудиторию, настраивает кампании, анализирует эффективность контента и рекламы. Подробнее о процессе настройки таргетированной рекламы можно прочитать в этом материале.
Ещё SMM-менеджеру могут помогать другие специалисты — копирайтеры, таргетологи, дизайнеры, аналитики. Тогда он руководит процессом: ставит задачи и контролирует их исполнение. Чтобы делать это, важно хотя бы базово разбираться во всех этих сферах: в копирайтинге, таргетинге, дизайне, аналитике.
Также у SMM-менеджера могут быть другие обязанности:
- анализ конкурентов и целевой аудитории;
- коммуникация с аудиторией — модерирование чатов и бесед, ответы на комментарии;
- размещение посевов у инфлюенсеров и в тематических сообществах;
- планирование и запуск розыгрышей, конкурсов, челленджей;
- составление отчётов о проделанной работе;
- приём заявок и ведение CRM-системы и так далее.
Повторим: всё зависит от проекта, над которым работает специалист. Так, SMM-менеджер в агентстве может целый день писать посты для разных аккаунтов: он не будет отвечать за их размещение, общение с аудиторией и настройку таргета. А SMM-менеджер на фрилансе может взять на себя ведение группы полностью: от создания контента до ответов на вопросы в личных сообщениях.
Как выглядит рабочий день SMM-специалиста? Мы попросили экспертов рассказать о своём опыте.
PR-специалист маркетингового агентства Cleverra Ольга Косова рассказала, что, когда она работала удалённо и вела проекты клиентов, первый месяц уходил на упаковку бренда, разработку стратегии продвижения и составление контент-плана. Дальше каждый день нужно было писать посты и делать истории для соцсетей. Часто Ольга делала контент заранее на 2–3 недели, а потом просто публиковала его без изменений или с минимальными правками.
Аккаунт-директор в Altezza Communications Денис Герасимов говорит, что при работе с аккаунтами с большой живой аудиторией SMM-специалист тратит много времени на комьюнити-менеджмент. Аудитория хочет получать информацию максимально быстро, поэтому пишет бизнесу в соцсетях, вместо того чтобы позвонить в службу поддержки.
«Ещё много времени занимает аудит. SMM-специалисты анализируют, какой контент зашёл лучше и как меняется ER. Это нужно для понимания, как изменить контент-план, чтобы получить ещё больший отклик аудитории», — комментирует Денис Герасимов.
SMM-маркетолог сервиса журналистских запросов Pressfeed Надежда Никкорева говорит, что её рабочий день делится на три части:
- Работа по контент-плану. Надежда составляет его на две недели вперёд: записывает темы для постов, которые закрывают обязательные задачи SMM вроде привлечения новых пользователей и отработки возражений.
- Поиск идей — мониторинг новостей и чтение чатов, в которых переписывается целевая аудитория сервиса. Это важно, чтобы понимать, чем живёт ЦА и какой контент ей предлагать.
- Работа с сообщениями. Надежда отвечает на сообщения подписчиков по всех соцсетях: во «ВКонтакте», Telegram, TenChat, «Инстаграме»* и «Фейсбуке»*.
«Обычно поиск идей занимает больше всего времени. А когда идея найдена, реализовать её уже просто», — комментирует Надежда.
Курсы Skillbox для тех, кто хочет освоить SMM
- «Профессия SMM-специалист» — для тех, кто хочет научиться всему с нуля, получить практические навыки, сформировать портфолио и найти первые проекты.
- «SMM-специалист с нуля» — для новичков, которые никогда не занимались SMM.
- «Продвижение во „ВКонтакте“» — для тех, кто хочет специализироваться на работе в этой соцсети.
Как и где может работать SMM‑менеджер
Есть три варианта работы: в штате компании, в агентстве или на фрилансе.
SMM-менеджеры в штате компании часто полностью берут на себя продвижение бизнеса в соцсетях. Они составляют контент-план, готовят контент, парсят целевую аудиторию, настраивают рекламу, общаются с подписчиками.

Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media
Зарплата специалиста в штате обычно состоит из двух частей: оклада и премии. Оклад платят за выполнение фиксированного объёма работ. Премии могут платить за выполнение KPI — например, если SMM-специалист смог привлечь 500 лидов в месяц через соцсети. Чем больше бизнес зарабатывает в соцсетях, тем больше он готов платить специалисту.
SMM-менеджеры в агентствах могут работать с одним проектом или с несколькими. В одном проекте специалист может заниматься всем, а в нескольких — чем-то одним. Например, только настраивать таргетированную рекламу.
Зарплата в агентствах тоже состоит из оклада и премии. Но премию часто платят за количественные KPI — например, если SMM-менеджер ведёт пять клиентов одновременно, когда остальные — троих.
SMM-менеджеры на фрилансе сами выбирают, с чем им работать. Они могут предлагать клиентам комплексное продвижение, а могут выполнять отдельные услуги. Например, разрабатывать стратегии продвижения или заниматься инфлюенс-маркетингом.

Скриншот: «Яндекс Услуги» / Skillbox Media
Фрилансер сам ищет клиентов, назначает цену на услуги и распределяет рабочее время. Премии на фрилансе — большая редкость: обычно стоимость проектов оговаривают заранее.
Какие навыки и качества нужны SMM‑специалисту
Чтобы ответить на этот вопрос, мы опросили SMM-специалистов и руководителей отделов.
Какие навыки нужны? Эксперты говорят, что в первую очередь SMM-менеджеру нужно понимать, как работают алгоритмы разных соцсетей, и уметь подбирать подходящие инструменты продвижения для разных целей бизнеса. Также SMM-специалист должен уметь создавать контент и настраивать рекламу. Это базовые навыки, без которых будет сложно развиваться.
SMM-маркетолог сервиса журналистских запросов Pressfeed Надежда Никкорева говорит, что есть ещё четыре важных навыка: умение продумать стратегию и составить контент-план, умение работать с визуальным контентом, навыки редактирования текстов и знание базовой аналитики. «Аналитика — мастхэв для SMM-специалиста, который хочет развиваться в профессии. Нужно как минимум ориентироваться в „Яндекс Метрике“ и во внутренней статистике каждой соцсети», — комментирует она.
Ведущий менеджер по работе в соцсетях в «Рив Гош» Анна Грахова считает, что для старта достаточно грамотности, знания функциональности соцсетей и искренней заинтересованности в нише, с которой новичок планирует работать. Также пригодится умение снимать фото и видео, монтировать и обрабатывать их.
Какие личные качества нужны? По мнению экспертов, для SMM-специалиста важны:
Организованность. SMM-специалист коммуникационного агентства 2L Светлана Зимакова считает, что тайм-менеджмент особенно важен для тех, кто работает на удалёнке. Он помогает правильно распределить силы и время — и успеть к дедлайну.
Насмотренность. Анна Грахова говорит, что насмотренность помогает новичкам получить работу. «Свою первую работу в качестве SMM-менеджера я получила, откликнувшись на вакансию в группе бренда декоративной косметики во „ВКонтакте“. Мне нравился бренд, и я участвовала в его конкурсах репостов, опыта в SMM у меня не было. На собеседовании оценили грамотно составленное сопроводительное письмо и знание ключевых игроков индустрии, профильных блогеров, ассортимента марки», — рассказывает она.
Коммуникабельность. Независимый PR-эксперт Маша Лукина говорит, что SMM-специалист должен быть «душой компании», немного психологом или медиатором. Важно уметь разрядить обстановку в комментариях, сгладить острые углы и не навредить при этом бренду или продукту.
Лидерские качества. «Комьюнити-менеджер — лицо бренда в социальных медиа. У него нет права на ошибку, он должен буквально вести аудиторию за собой. Поэтому должен уметь заинтересовать, вовлечь — и при этом остаться авторитетом для подписчиков», — говорит Маша Лукина.
Креативность. «В соцсетях и в интернете в целом нужно быть не таким, как все, — тогда тебя заметят. Творить и вытворять нужно всегда и везде — конечно, в рамках приличий», — замечает руководитель проекта Crazy Marketing Team Ольга Замулко.
Трудолюбие. «Специалист должен быть трудолюбивым и уметь многое: и баннер сделать, и рекламу настроить, и текст написать, и правильно на комментарий ответить. И всё это быстро: не успел ответить за 15 минут — потерял клиента», — говорит Ольга Замулко.
SMM-менеджер и ведущий специалист по связям с общественностью Музея современной истории России Полина Кузьмина тоже считает, что SMM-менеджеру нужна коммуникабельность. Она также уточняет, что не помешают креативность и чувство юмора — они помогают в работе, особенно когда нужно заполнить ленту развлекательным контентом.
Курсы Skillbox, на которых можно получить навыки
- «SMM-стратегия» — для тех, кто хочет решать глобальные задачи бизнеса.
- «Профессия Таргетолог с нуля до PRO» — для тех, кто хочет научиться настраивать эффективную рекламу.
- «Контент-менеджер в SMM» — для тех, кто работает с постами, фото и видео в соцсетях.
Сколько зарабатывает SMM-специалист
Зарплата специалиста в штате зависит от его квалификации. Есть три ступени развития: junior, middle и senior.
Junior — начинающий специалист, часто без опыта работы. Ему могут платить 20–50 тысяч рублей в зависимости от обязанностей. Middle — специалист с опытом работы от года, ему платят от 75 тысяч рублей. Senior — SMM-менеджер, у которого есть много успешных кейсов. Его могут назначить руководителем отдела, а зарплата может составлять 100 тысяч рублей и более.

Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media
Средняя зарплата SMM-менеджеров в России в апреле 2025 года, по данным портала «ГородРабот.ру», составляла 61 852 рубля в месяц. В материале о результатах опроса, проведённого автором блога Dnative Алексеем Ткачуком, можно посмотреть данные о средних зарплатах специалистов с разным опытом, в разных городах и у разных работодателей. Так, согласно опросу, средняя зарплата джуна в рекламном агентстве в Москве в ноябре 2023 года составляла 62 250 рублей, а мидла в инхаус-команде в Москве — 92 029 рублей в месяц.
Управляющий директор Twiga SMM Нина Малышевская говорит, что даже молодые специалисты могут рассчитывать на зарплату от 70 тысяч рублей. «Уровень дохода, конечно, зависит от опыта работы и портфолио. Потолок зарплаты зависит от договорённости с работодателем», — замечает она.
Доход SMM-менеджера на фрилансе зависит от того, как дорого он продаёт свои услуги и сколько клиентов берёт на ведение соцсетей. Аккаунт-директор в Altezza Communications Денис Герасимов считает, что всё зависит от опыта, портфолио и умения себя подать.
«Как говорят наши фрилансеры, уровень дохода зависит от щедрости клиента. В основном фрилансеры берут несколько проектов и могут зарабатывать 50–150 тысяч в месяц. Но важно не брать слишком много задач, чтобы не выгорать, кайфовать от профессии и постоянно расти», — советует он.
И в штате, и на фрилансе в SMM нет верхней и нижней границы зарплат. Старший контент-продюсер в «Палиндроме» Виталий Вебер говорит, что уровень дохода будет зависеть от решения проблем бизнеса и от того, насколько они важны. И доход можно постоянно повышать.
По мнению Виталия Вебера, увеличивать доход можно в двух направлениях:
- Брать больше денег внутри одного проекта. Не просто публиковать контент, а дополнительно делать дизайн, отвечать на комментарии и запускать рекламу.
- Увеличивать количество проектов. Но важно регулировать нагрузку: лучше вести качественно два проекта, чем посредственно — четыре.
«Чтобы быстрее выйти на хороший заработок, нужны кейсы. Например, можно начать с соцсетей бизнеса друзей или знакомых и сделать кейс. Потом показать его похожим бизнесам — и продать услуги дальше. Например, если вы начали с регионального магазина корма для животных, можно выйти на федеральную сеть магазинов с кормами», — комментирует эксперт.
Какие перспективы есть у SMM‑менеджера
У хорошего SMM-специалиста много перспектив для развития. Он может стать руководителем отдела, открыть своё агентство или освоить другую профессию — и зарабатывать больше.
Управляющий директор Twiga SMM Нина Малышевская говорит, что для роста специалист должен быть креативным, чётко выполнять KPI и стремиться следовать новым трендам. По её мнению, это позволит перейти на позицию group head.

Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media
Аккаунт-директор Altezza Communications Денис Герасимов говорит, что открыть SMM-агентство — хороший вариант для тех, кто умеет и хочет работать с большим количеством людей и проектов. «Думаю, стоит начать с поиска помощника, когда ведёшь 2–3 проекта. Помощник будет делать рутинные задачи, а вы научитесь делегировать и оставлять время на стратегическое развитие проектов и себя как специалиста. Если получится и понравится, можно создать свой бренд», — комментирует он.
SMM — в целом быстрый вход в диджитал, потому что ниша тесно связана с другими профессиями. Хороший специалист может легко уйти в другие направления диджитал-маркетинга. Например:
- научиться контекстной рекламе и SEO — и стать интернет-маркетологом;
- уделять больше времени отчётам и анализу данных — и развиваться как аналитик;
- больше работать с блогерами и СМИ — и стать PR-менеджером.
Ещё можно занять узкую нишу — например, специализироваться на настройке чат-ботов во «ВКонтакте» или создавать автоворонки в соцсетях.
Как стать SMM-менеджером
Есть два пути: пойти в штат на позицию ассистента и пройти курсы.
Ассистенты обычно нужны агентствам или крупному бизнесу, у которого много страниц в соцсетях. Чаще всего ассистентам поручают несложные задачи — писать текст для постов, обрабатывать изображения, делать несколько вариантов объявлений для таргетированной рекламы.
Шанс получить должность ассистента выше у тех, у кого уже есть минимальный опыт. Например, у тех, кто прошёл курсы или вёл соцсети для бизнеса знакомых. Со временем на позиции ассистента можно получить все необходимые навыки — и перейти на должность SMM-специалиста.
Если пройти курсы, можно сразу претендовать на должность SMM-менеджера. Зарплата будет зависеть от практических навыков. Больше других ценятся специалисты, которые умеют продвигать бизнес в разных соцсетях — например, одновременно во «ВКонтакте», «Дзене» и Telegram.
Как узнать больше о профессии SMM‑менеджера
- Одна из задач SMM-менеджера — разрабатывать стратегию компании в социальных сетях. В этом материале рассказали о том, что входит в стратегию и о том, как её создавать.
- Если вы хотите узнать больше о работе с разными социальными сетями, прочитайте другие материалы Skillbox Media. Мы писали о новом рекламном кабинете во «ВКонтакте», запуске рекламы в Telegram Ads и монетизации в «Дзене».
- Тем, кто хочет освоить профессию, может подойти курс Skillbox «Профессия SMM-специалист». На нём учат строить стратегии, создавать контент, запускать рекламу, работать с блогерами. Курс на 70% состоит из практики — во время обучения можно создать два проекта для портфолио.
Больше материалов Skillbox Media для погружения в SMM
- 5 серьёзных ошибок в SMM, которые иногда совершают даже крупные бренды
- Обзор SMMplanner — сервиса для отложенного постинга в социальных сетях
- Нейросети для SMM-специалиста: 4 сервиса, которые ускорят работу в соцсетях
- Как посчитать показатели вовлечённости в соцсетях ER и ERR и с чем их сравнивать
- Мини-приложения во «ВКонтакте»: зачем они бизнесу и как их создать
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                     
                    