Маркетинг
#статьи

SMM-менеджер: чем занимается, что умеет, зачем нужен бизнесу и как им стать

Ответы на самые важные вопросы. Можно ли стартовать без опыта, как увеличить доход и как расти специалисту.

Иллюстрация: lookstudio / pikisuperstar / Freepik / Omid Armin / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Социальные сети — самые посещаемые площадки в интернете. Только во «ВКонтакте» ежемесячная аудитория в России составляет 73,4 млн пользователей, а в Telegram зарегистрировано 700 млн пользователей по всему миру. Соцсети стали важным для бизнеса каналом продаж и коммуникаций.

Продвижением бизнеса в соцсетях занимаются SMM-менеджеры. Это перспективная профессия для тех, кто хочет стартовать в digital. Зарплаты в ней могут достигать 200 тысяч рублей, а ещё она позволяет получить навыки для смежных профессий — маркетолога или аналитика.

В этом материале Skillbox Media мы разберёмся, кто такой SMM-специалист. Чтобы подготовить статью, мы пообщались с SMM-менеджерами и руководителями агентств. Они рассказали:


Что такое SMM и какие соцсети использует бизнес

SMM расшифровывается как Social Media Marketing, или маркетинг в социальных сетях. Это продвижение бизнеса во «ВКонтакте», в «Яндекс.Дзене», в Telegram и на других платформах.

SMM — один из главных инструментов интернет-маркетинга. Есть компании, которые продают товары и услуги только через соцсети, — обычно это малый бизнес. Крупный бизнес ждёт от соцсетей не только лидов, но и увеличения узнаваемости, улучшения репутации, появления в поисковой выдаче.

Пример того, как выглядит SMM: сообщество продвигают с помощью контента и таргетированной рекламы
Скриншот: «ВКонтакте» 

В начале 2022 года после блокировки зарубежных соцсетей SMM начал трансформироваться. Компании, которые использовали «Инстаграм»* и «Фейсбук»*, перешли на другие площадки. Мы спросили у руководителя SMM-проектов в Kokoc Group Фёдора Жукова о том, как это повлияло на рынок SMM и какие соцсети сейчас в тренде.

Фёдор Жуков говорит, что SMM постоянно меняется и сейчас с ним происходит то же самое — он меняется, просто более интенсивно.

Весной бизнесы урезали бюджеты, потому что перестали работать ранее созданные стратегии. Если в начале года компании вкладывали бюджет в рекламу в «Инстаграме»* и «Фейсбуке»*, то весной это сделать было уже нельзя. Поэтому многие взяли тайм-аут, чтобы переделать стратегии и найти другие каналы продвижения. А сейчас бюджеты растут — и на рекламу, и на SMM-специалистов.

Фёдор Жуков считает, что у бизнеса по-прежнему получается зарабатывать в соцсетях. Просто теперь SMM-специалистам нужно уметь работать с разными площадками и инструментами. Лучше тестировать несколько соцсетей:

  • «ВКонтакте», у которой заметно выросли дневная и месячная аудитории;
  • «Одноклассники» — в них тоже выросла аудитория, и есть смысл использовать площадку как минимум для настройки таргетированной рекламы;
  • Telegram, который сейчас стал способом связи номер один;
  • «Яндекс.Дзен», в котором можно продвигаться и в ленте, и с помощью рекламы;
  • менее популярные сети с хорошим потенциалом — TenChat, Yappy, Likee, VK Clips и другие.

Чем занимается SMM-специалист

Обязанности SMM-специалиста зависят от проекта, над которым он работает. Самые распространённые — создание контента для страницы бизнеса и настройка таргетированной рекламы.

В подавляющем большинстве вакансий от SMM-менеджера ждут создания контента
Скриншот: HeadHunter

Создавать контент и настраивать таргетированную рекламу SMM-менеджер может сам. Тогда он пишет тексты для постов и объявлений, подбирает изображения и видео к ним, анализирует целевую аудиторию, настраивает кампании, анализирует эффективность контента и рекламы.

Ещё SMM-менеджеру могут помогать другие специалисты — копирайтеры, таргетологи, дизайнеры, аналитики. Тогда он руководит процессом: ставит задачи и контролирует их исполнение.

Также у SMM-менеджера могут быть другие обязанности:

  • анализ конкурентов и целевой аудитории;
  • коммуникация с аудиторией — модерирование чатов и бесед, ответы на комментарии;
  • размещение посевов у инфлюенсеров и в тематических сообществах;
  • планирование и запуск розыгрышей, конкурсов, челленджей;
  • составление отчётов о проделанной работе;
  • приём заявок и ведение CRM-системы и так далее.

Как выглядит рабочий день SMM-специалиста? Мы попросили экспертов рассказать о своём опыте.

PR-специалист маркетингового агентства Cleverra Ольга Косова рассказала, что, когда она работала удалённо и вела проекты клиентов, первый месяц уходил на упаковку бренда, разработку стратегии продвижения и составление контент-плана. Дальше каждый день нужно было писать посты и делать истории для соцсетей. Часто Ольга делала контент заранее на две-три недели, а потом просто публиковала его без изменений или с минимальными правками.

Аккаунт-директор в Altezza Communications Денис Герасимов говорит, что при работе с аккаунтами с большой «живой» аудиторией SMM-специалист тратит много времени на комьюнити-менеджмент. Аудитория хочет получать информацию максимально быстро, поэтому пишет бизнесу в соцсетях, вместо того чтобы позвонить в службу поддержки.

«Ещё много времени занимает аудит. SMM-специалисты анализируют, какой контент „зашёл“ лучше и как меняется ER. Это нужно для понимания, как изменить контент-план, чтобы получить ещё больший отклик аудитории», — комментирует Денис Герасимов.

SMM-маркетолог сервиса журналистских запросов Pressfeed Надежда Никкорева говорит, что её рабочий день делится на три части:

  • Работа по контент-плану. Надежда составляет его на две недели вперёд: записывает темы для постов, которые закрывают обязательные задачи SMM вроде привлечения новых пользователей и отработки возражений.
  • Поиск идей — мониторинг новостей и чтение чатов, в которых переписывается целевая аудитория сервиса. Это важно, чтобы понимать, чем живёт ЦА и какой контент ей предлагать.
  • Работа с сообщениями. Надежда отвечает на сообщения подписчиков по всех соцсетях: во «ВКонтакте», Telegram, TenChat, «Инстаграме»* и «Фейсбуке»*.

«Обычно поиск идей занимает больше всего времени. А когда идея найдена, реализовать её уже просто», — комментирует Надежда.

Обучение в Skillbox

Как и где может работать SMM‑менеджер

Есть три варианта работы: в штате компании, в агентстве или на фрилансе.

SMM-менеджеры в штате компании часто полностью берут на себя продвижение бизнеса в соцсетях. Они составляют контент-план, готовят контент, парсят целевую аудиторию, настраивают рекламу, общаются с подписчиками.

В обязанности SMM-менеджера в штате входит всё — от создания контента до общения с блогерами
Скриншот: HeadHunter

Зарплата специалиста в штате обычно состоит из двух частей: оклада и премии. Оклад платят за выполнение фиксированного объёма работ. Премии могут платить за выполнение KPI — например, если SMM-специалист смог привлечь 500 лидов в месяц через соцсети. Чем больше бизнес зарабатывает в соцсетях, тем больше он готов платить специалисту.

SMM-менеджеры в агентствах могут работать с одним проектом или с несколькими. На одном проекте специалист может заниматься всем, а на нескольких — чем-то одним. Например, только настраивать таргетированную рекламу.

Зарплата в агентствах тоже состоит из оклада и премии. Но премию часто платят за количественные KPI — например, если SMM-менеджер ведёт пять клиентов одновременно, когда остальные — троих.

SMM-менеджеры на фрилансе сами выбирают, с чем им работать. Они могут предлагать клиентам комплексное продвижение, а могут выполнять отдельные услуги. Например, разрабатывать стратегии продвижения или заниматься инфлюенс-маркетингом.

Специалист может предлагать клиентам несколько разных услуг
Скриншот: «Яндекс.Услуги»

Фрилансер сам ищет клиентов, назначает цену на услуги и распределяет рабочее время. Премии на фрилансе — большая редкость: обычно стоимость проектов оговаривают заранее.

Какие навыки и качества нужны SMM‑специалисту

Чтобы ответить на этот вопрос, мы опросили SMM-специалистов и руководителей отделов.

Какие навыки нужны? Эксперты говорят, что в первую очередь SMM-менеджеру нужно понимать, как работают алгоритмы разных соцсетей, и уметь подбирать подходящие инструменты продвижения для разных целей бизнеса. Также SMM-специалист должен уметь создавать контент и настраивать рекламу. Это базовые навыки, без которых будет сложно развиваться.

SMM-маркетолог сервиса журналистских запросов Pressfeed Надежда Никкорева говорит, что есть ещё четыре важных навыка: умение продумать стратегию и составить контент-план, умение работать с визуальным контентом, навыки редактирования текстов и знание базовой аналитики. «Аналитика — мастхэв для SMM-специалиста, который хочет развиваться в профессии. Нужно как минимум ориентироваться в „Яндекс.Метрике“ и во внутренней статистике каждой соцсети», — комментирует она.

Ведущий менеджер по работе в соцсетях в «Рив Гош» Анна Грахова считает, что для старта достаточно грамотности, знания функциональности соцсетей и искренней заинтересованности в нише, с которой новичок планирует работать. Также пригодится умение снимать фото и видео, монтировать и обрабатывать их.

Какие личные качества нужны? По мнению экспертов, для SMM-специалиста важны:

Организованность. SMM-специалист коммуникационного агентства 2L Светлана Зимакова считает, что тайм-менеджмент особенно важен для тех, кто работает на удалёнке. Он помогает правильно распределить силы и время — и успеть к дедлайну.

Насмотренность. Анна Грахова говорит, что насмотренность помогает новичкам получить работу. «Свою первую работу в качестве SMM-менеджера я получила, откликнувшись на вакансию в группе бренда декоративной косметики во „ВКонтакте“. Мне нравился бренд, и я участвовала в его конкурсах репостов, опыта в SMM у меня не было. На собеседовании оценили грамотно составленное сопроводительное письмо и знание ключевых игроков индустрии, профильных блогеров, ассортимента марки», — рассказывает она.

Коммуникабельность. Независимый PR-эксперт Маша Лукина говорит, что SMM-специалист должен быть «душой компании», немного психологом или медиатором. Важно уметь разрядить обстановку в комментариях, сгладить острые углы и не навредить при этом бренду или продукту.

Лидерские качества. «Комьюнити-менеджер — лицо бренда в социальных медиа. У него нет права на ошибку, он должен буквально вести аудиторию за собой. Поэтому должен уметь заинтересовать, вовлечь — и при этом остаться авторитетом для подписчиков», — говорит Маша Лукина.

Креативность. «В соцсетях и в интернете в целом нужно быть не таким, как все — тогда тебя заметят. Творить и вытворять нужно всегда и везде — конечно, в рамках приличий», — замечает руководитель проекта Crazy Marketing Team Ольга Замулко.

Трудолюбие. «Специалист должен быть трудолюбивым и уметь многое: и баннер сделать, и рекламу настроить, и текст написать, и правильно на комментарий ответить. И всё это быстро: не успел ответить за 15 минут — потерял клиента», — говорит Ольга Замулко.

SMM-менеджер и ведущий специалист по связям с общественностью Музея современной истории России Полина Кузьмина тоже считает, что SMM-менеджеру нужна коммуникабельность. Она также уточняет, что не помешают креативность и чувство юмора — они помогают в работе, особенно когда нужно заполнить ленту развлекательным контентом.

Курсы Skillbox, на которых можно получить навыки

Сколько зарабатывает SMM‑специалист

Зарплата специалиста в штате зависит от его квалификации. Есть три ступени развития: junior, middle и senior.

Junior — начинающий специалист, часто без опыта работы. Ему могут платить 20–50 тысяч рублей в зависимости от обязанностей. Middle — специалист с опытом работы от года, ему платят от 75 тысяч рублей. Senior — SMM-менеджер, у которого есть много успешных кейсов. Его могут назначить руководителем отдела, а зарплата может составлять 100 тысяч рублей и более.

В четверти всех вакансий на HeadHunter предлагают зарплату от 75 тысяч рублей. Есть вакансии, в которых предлагают доход более 190 тысяч рублей
Скриншот: HeadHunter

Управляющий директор TWIGA SMM Нина Малышевская говорит, что даже молодые специалисты могут рассчитывать на зарплату от 70 тысяч рублей. «Уровень дохода, конечно, зависит от опыта работы и портфолио. Потолок зарплаты зависит от договорённости с работодателем», — замечает она.

Доход SMM-менеджера на фрилансе зависит от того, как дорого он продаёт свои услуги и сколько клиентов берёт на ведение соцсетей. Аккаунт-директор в Altezza Communications Денис Герасимов считает, что всё зависит от опыта, портфолио и умения себя подать.

«Как говорят наши фрилансеры, уровень дохода зависит от щедрости клиента. В основном фрилансеры берут несколько проектов и могут зарабатывать 50–150 тысяч в месяц. Но важно не брать слишком много задач, чтобы не выгорать, кайфовать от профессии и постоянно расти», — советует он.

И в штате, и на фрилансе в SMM нет верхней и нижней границы зарплат. Старший контент-продюсер в «Палиндроме» Виталий Вебер говорит, что уровень дохода будет зависеть от решения проблем бизнеса и от того, насколько они важны. И доход можно постоянно повышать.

По мнению Виталия Вебера, увеличивать доход можно в двух направлениях:

  • Брать больше денег внутри одного проекта. Не просто публиковать контент, а дополнительно делать дизайн, отвечать на комментарии и запускать рекламу.
  • Увеличивать количество проектов. Но важно регулировать нагрузку: лучше вести качественно два проекта, чем посредственно — четыре.

«Чтобы быстрее выйти на хороший заработок, нужны кейсы. Например, можно начать с соцсетей бизнеса друзей или знакомых и сделать кейс. Потом показать его похожим бизнесам — и продать услуги дальше. Например, если вы начали с регионального магазина корма для животных, можно выйти на федеральную сеть магазинов с кормами», — комментирует эксперт.

Какие перспективы есть у SMM‑менеджера

У хорошего SMM-специалиста много перспектив для развития. Он может стать руководителем отдела, открыть своё агентство или освоить другую профессию — и зарабатывать больше.

Управляющий директор TWIGA SMM Нина Малышевская говорит, что для роста специалист должен быть креативным, чётко выполнять KPI и стремиться следовать новым трендам. По её мнению, это позволит перейти на позицию Group Head.

Зарплата руководителей начинается от 50 тысяч рублей в небольших компаниях и достигает 250 тысяч в крупных
Скриншот: HeadHunter

Аккаунт-директор Altezza Communications Денис Герасимов говорит, что открыть SMM-агентство — хорошая перспектива для тех, кто умеет и хочет работать с большим количеством людей и проектов. «Думаю, стоит начать с поиска помощника, когда ведёшь два-три проекта. Помощник будет делать рутинные задачи, а вы научитесь делегировать и оставлять время на стратегическое развитие проектов и себя как специалиста. Если получится и понравится, можно создать свой бренд», — комментирует он.

SMM — в целом быстрый вход в digital, потому что ниша тесно связана с другими профессиями. Хороший специалист может легко уйти в другие направления digital-маркетинга. Например:

  • научиться контекстной рекламе и SEO — и стать интернет-маркетологом;
  • уделять больше времени отчётам и анализу данных — и развиваться как аналитик;
  • больше работать с блогерами и СМИ — и стать PR-менеджером.

Ещё можно занять узкую нишу — например, специализироваться на настройке чат-ботов во «ВКонтакте» или настраивать автоворонки в соцсетях.

Как стать SMM‑менеджером

Есть два пути: пойти в штат на позицию ассистента и пройти курсы.

Ассистенты обычно нужны агентствам или крупному бизнесу, у которого много страниц в соцсетях. Чаще всего ассистентам поручают несложные задачи — писать текст для постов, обрабатывать изображения, делать несколько вариантов объявлений для таргетированной рекламы.

Шанс получить должность ассистента выше у тех, у кого уже есть минимальный опыт. Например, у тех, кто прошёл курсы или вёл соцсети для бизнеса знакомых. Со временем на позиции ассистента можно получить все необходимые навыки — и перейти на должность SMM-специалиста.

Если пройти курсы, можно сразу претендовать на должность SMM-менеджера. Зарплата будет зависеть от практических навыков. Больше других ценятся специалисты, которые умеют продвигать бизнес в разных соцсетях — например, одновременно во «ВКонтакте», «Яндекс.Дзене» и Telegram.

Учат ли SMM-специалистов в Skillbox? Да, есть программа-профессия «SMM-специалист с нуля». Это большой курс, который подойдёт и новичкам, и владельцам бизнеса, и маркетологам. Программа обновлена и соответствует всем актуальным требованиям рынка SMM. На курсе учат:

  • создавать SMM-стратегию и контент-план;
  • работать с текстом и визуальным контентом;
  • оформлять страницы бизнеса во «ВКонтакте», в «Инстаграме»*, в «Фейсбуке»* и в «Одноклассниках»;
  • исследовать целевую аудиторию;
  • настраивать таргетированную рекламу во «ВКонтакте», в MyTarget и TikTok;
  • закупать рекламу у блогеров и в других сообществах;
  • отрабатывать негатив, собирать мнения и отзывы;
  • повышать вовлечённость и лояльность комьюнити;
  • работать с веб-аналитикой: «Яндекс.Метрикой» и Google Analytics, внутренней статистикой соцсетей и внешними сервисами;
  • проектировать чат-боты и автоворонки;
  • работать с парсерами для сбора аудитории.

Во время обучения участники курса выполняют домашние задания, а в конце делают итоговые проекты. Найти первые заказы или устроиться в штат можно уже в процессе прохождения курса.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Научитесь: SMM-специалист с нуля Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована